Компания FinX гарантирует максимально безопасную процедуру кредитования, со своей стороны обеспечивая – прозрачность условий, интуитивно понятную (а следовательно, предполагающую минимум возможных ошибок со стороны заёмщика) процедуру онлайн оформления, а также использование защищённых протоколов во время регистрации пользователя и хранения его персональных данных на сайте.
Почему следует быть бдительными?
Несмотря на всё вышесказанное, важно понимать – современные веб-технологии не только обеспечивают всевозможные блага (включая возможность пользоваться финансовыми услугами онлайн), но и предоставляют обширный перечень возможностей для всевозможных финансовых махинаций.>Согласно статистике, за последний год в Украине участились случаи несанкционированного доступа к персональным данным. Основная причина – ошибки поведенческого характера (то есть, связанные с невнимательность и доверчивостью обычных граждан). В особенности это касается людей старшего возраста и тех, кто ждёт лёгких финансовых выгод в условиях нехватки средств.>Уязвимые в финансовом отношении и недостаточно грамотные в вопросах кибербезопасности заёмщики часто попадают на удочку профессиональных махинаторов. Задача FinX – предотвратить подобное. В связи с чем мы считаем своим долгом провести информационный ликбез в рамках противодействия мошенничеству в сфере кредитования (онлайн и не только).
Наиболее распространённые в Украине мошеннические схемы в сфере кредитования
Чтобы понимать, как успешно противостоять финансовым махинаторам в их попытках завладеть личными данными, рассмотрим детально, какие мошеннические схемы чаще всего используют злоумышленники.
Предложение работы в стиле «оператор обработки платежей/> осуществления переводов»
Суть такова – мошенники выкладывают в интернет объявление о вакансии на несложную разовую (в перспективе периодическую) работу из рубрики «без опыта», «для молодёжи» и т.д. Формат вакансии – работа с переводами, финансовая статистика или что-то в этом духе. Отметим, что интересующихся подобными вакансиями всё ещё предостаточно, в связи с чем схема работает.
Итак. Клюнувшего на подобные перспективы «клиента» приглашают на собеседование, где среди прочего предлагают (за оговоренное денежное вознаграждение) подтвердить в телефонном разговоре с представителем финансового учреждения (банка или МФО) некоторую информацию, связанную с персональными данными «клиента».>Во время разговора человек должен предоставить «банку» (на самом деле – подставному лицу) свои персональные данные в привязке к финансовым реквизитам. Далее может следовать какая-нибудь процедура (верификация данных, проведение платежа с СМС-подтверждением, активация чего-либо и в таком духе), в результате злоумышленники путём прямого доступа или косвенно (через изменение информации в свою пользу) оформляют на ваши платёжные реквизиты онлайн кредит.
Удаление кредитной истории из всех баз > (МФО, УБКИ и т.д.)
Одна из самых действенных схем, следует это признать. Главная её сила – в актуальности и мотивации «клиента». Среди множества соискателей заёмных средств есть немалый процент заёмщиков, в прошлом имевших проблемы с погашением кредита. А если у вас были просрочки, это непременно отразится на кредитной истории (причём надолго – в УБКИ кредитная история хранится минимум 7 лет). И все эти 7 лет взять новый займ будет уже не так просто.
Играя на желании человека исправить ситуацию, мошенники дают объявление, в котором предлагают свои услуги по обнулению КИ за денежное вознаграждение. И тут возвращаемся к здравому смыслу. Следует понимать, что любая фин. организация (банк, МФО и тем более бюро кредитных историй) использует многослойную кибер- и веб-защиту для своих внутренних баз. И получить доступ к данным КИ со стороны мошенников вряд ли видится возможным.
Цель злоумышленников в данном случае – под предлогом удаления КИ получить персональные данные «клиента», а потом использовать их в личных целях (например, для оформления онлайн кредита на его имя).
Программы лояльности > от имени компании-кредитора
Ещё один вполне действенный метод, рассчитанный на любителей бесплатного сыра. Формат схемы таков – вам звонят с неопределённого номера и предлагают льготные условия в оформлении кредита. Говорят, что для вас, как для надёжного клиента (аргументом может выступать какая-нибудь статистика, выборка из базы КИ и т.п.), автоматом уже создан Личный кабинет и необходимо всего-навсего подтвердить регистрацию СМС-кодом.
Что именно происходит, несложно догадаться. Смех в том, что мошенники не врут – они действительно уже создали для вас Личный кабинет на каком-нибудь сайте онлайн кредитования, а от вас требуется лишь подтвердить (через СМС, как это и делается при оформлении микрозайма онлайн), что вы берёте кредит (который они быстренько снимут или переведут на свой р/с сразу после оформления, а платить, естественно, будете вы).
Предложение оформить на себя кредит > за доп. плату
К вам обращается постороннее лицо с «выгодным коммерческим предложением», которое заключается в следующем. Вы соглашаетесь оформить на себя кредит, а предложившее эту авантюру лицо будет, якобы, выплачивать долг. Ваш интерес в данном случае – денежное вознаграждение за услугу.
Причиной просьбы, как правило, выступает логичный предлог – заёмщик не может оформить на себя ссуду по причинам юридического характера (потерял паспорт, без работы, плохая кредитная история и т.п.). Откровенно говоря, данная схема не так успешна, как предыдущие. Поскольку нормальному человеку поверить в подобное сотрудничество крайне трудно. Однако, случаются и такие партнёрства.
Что делать, если ваши персональные данные под угрозой?
Рассмотрев основные (далеко не все) варианты действий мошенников, перейдём к ответу на вопрос «что делать» в рамках противодействия мошенничеству. Важно понимать, куда обращаться, если вы потеряли телефон/паспорт/карту банка или вам пришли СМС с подтверждением каких-то сделок.
Для противодействия мошенничеству с использованием ваших персональных данных, действия должны быть следующими:
- потеряли телефон – обратитесь к мобильном оператору с просьбой временно заблокировать номер (можно воспользоваться услугой переоформления номера на новую сим-карту);
- потеряли паспорт – обратитесь в полицию с заявлением по потере документов (вам должны выдать подтверждение о регистрации заявления), в случае с кражей документа вы получите выписку из Единого реестра досудебных расследований, далее обращаемся в ДМС для получения нового паспорта;
- потеряли карту банка – обратитесь в банк с просьбой заблокировать платёжный инструмент, а также попросите предоставить статистику по движению на р/с за последнее время;
- при оформлении на вас кредита – обращайтесь сначала в банк (с требованием заблокировать счета, а также предоставить данные и провести внутреннее расследование), сразу после – в полицию (пишем заявление о мошенничестве) и киберполицию (предоставляем всю имеющуюся информацию).
В любой из перечисленных ситуаций нелишним будет сделать запрос в бюро кредитных историй (БКИ), а также связаться с соответствующей службой бюро, чтобы они внесли информацию об утрате вами документов в личную карточку.
Рекомендации от FinX в рамках противодействия мошенничеству
Подытоживая всё вышесказанное, отметим одну простую истину – как бы ни старались злоумышленники использовать современные технологии в своих преступных целях, самым надёжным методом для их достижения остаётся успешное воздействие на «клиента».
Отсюда несколько базовых рекомендаций в рамках противодействия мошенничеству:
- без крайней надобности не предоставляйте никому свои личные данные (паспортные, ИНН, фото, платёжные реквизиты, авторизации к профилям, коды/пароли к личным кабинетам и т.д.);
- с особой осторожностью относитесь к приходящим непонятно откуда СМС или email-сообщениям с просьбой предоставить какие-либо данные или подтвердить какое-то действие/активацию;
- ещё раз – не отправляйте СМС куда-либо (реалии таковы, что сегодня СМС может выступать законным подтверждением различных онлайн сделок и приравнивается к прописной подписи);
- не устанавливайте на свои мобильные и ПК-средства незнакомые программы и приложения (в особенности, предлагаемые неизвестными вам лицами через неопределённые номера и другие сомнительные каналы связи);
- не теряйте паспорт/ИНН/банковские карты и т.д., если потеряли – действуйте максимально быстро (как именно, см. выше).
Клиентам кредитных компаний, FinX в частности, напоминаем – данные Личного кабинета являются конфиденциальной информацией, которую финансовые мошенники могут использовать в преступных целях. Фактически это ваш кредитный паспорт, поэтому не стоит лишний раз напоминать, что эти данные никому нельзя сообщать. Помните – ваша безопасность в ваших руках!
